ОТЧЕТ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ НА БАЗЕ СМОЛЕНСКОГО РО ОООИ «ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ» за 2013-2018 гг

      Смоленским РО ВОГ совместно с Администрацией Смоленской области был реализован проект «Доступная среда для неслышащих смолян», который был направлен на снижение социальной напряженности инвалидов по слуху путем расширения доступа к использованию современных технологий  и создания  условий для инвалидов по слуху для получения  услуг и информации  на жестовом языке.
В Смоленской области проживает около тысячи человек, имеющих серьезные проблемы со слухом и испытывающие большие трудности при коммуникации со слышащими людьми, так как основным языком данной категории людей является – русский жестовый язык. В соответствии с российским законодательством полномочия и расходные обязательства по вопросам социального обеспечения находятся в компетенции федеральных и региональных органов власти.
У глухих, проживающих в Смоленской области, в настоящее время появилась возможность получения большего доступа у информации, которую им обеспечивают сурдопереводчики и технические средства реабилитации (слуховые аппараты, сигнализаторы звука, сотовые телефоны, телевизоры с телетекстом).
Несмотря на предпринятые меры по социальной защите технические средства реализации и услуги по сурдопереводу в объеме 40 часов в год  зачастую не покрывают потребности в коммуникациях для инвалида по слуху. Бесплатных часов на практике не хватает, и это очень остро отражается на социальном и финансовом благополучии неслышащих смолян и создает дополнительную напряженность для инвалидов по слуху, которые нуждаются в услугах переводчиков жестового языка ежедневно для решения жизненно важных вопросов .
Глухому с детства, испытывающему большие трудности при письме и прочтении текста, трудно самостоятельно общаться со слышащим человеком, который не обладает навыками владения жестовой речью.
Единственная возможность решить проблему коммуникаций на расстоянии между глухим и обычным слышащим человеком - это диспетчер – сурдопереводчик, который переводит жестовый язык в устную речь и наоборот.
Таким посредником в коммуникациях между глухим и слышащим становятся диспетчерские службы.
Открытие диспетчерской службы на базе Смоленского РО ВОГ с июля 2013 года дало глухим возможность  самостоятельно на  жестовом языке , без посторонней помощи находящихся рядом людей,  отправлять свои сообщения - текстовое (по мобильному ) и визуальное (посредством интернета) любому слышащему абоненту,  в том числе и в различные организации.
Неслышащие смоляне с помощью современных компьютерных технологий могли получать информацию в электронной версии и на русском жестовом языке , что   способствовало  формированию более благоприятной окружающей социальной среды для людей с недостатком слуха и интеграции в современное информационное общество.

Был предложен  следующий перечень услуг:
1.    передача информации любому слышащему абоненту, представителю органа исполнительной власти, социальной защиты, банковской сферы и т.п.;
2.    Вызов: городских служб экстренной помощи: скорой помощи, полиции, аварийных служб и т.п; заказ такси , номеров в гостинице ит.д.
3.    Запись на прием: лечебные, социальные и иные учреждения
4.    Справочная информация.

Постоянные обращения инвалидов по слуху с различными просьбами к переводчикам жестового языка дают возможность утверждать, что диспетчерская служба в нашем регионе действительно необходима. В 2013 году было 1453 обращений от инвалидов по слуху в диспетчерскую службу, 2014 г.– 805, 2016 г. – 1347, 2017 г.  – 1117, 2018 г. – 458.
Наибольшее количество обращений всегда связано с телефонными звонками в различные организации .

Диспетчерская служба для глухих раскрыла перед любым человеком с нарушением слуха неограниченные возможности использования телефонных технических средств реабилитации и интернета. Инвалиды по слуху, оформившие Индивидуальные программы реабилитации (ИПР) , бесплатно получают телефонные устройства с текстовым выходом (мобильные телефоны ) через Смоленское региональное отделение фонда социального страхования РФ  и использовали до  настоящего времени   исключительно для общения между собой.
Функционирование диспетчерской службы позволило расширить возможности доступа  неслышащих смолян к информационным ресурсам путем использования современных технологий,   решить проблему коммуникаций на расстоянии между глухим и  слышащим человеком и  позволить им получать услуги и информацию на русском жестовом языке.
Реализация данного проекта позволила  существенно облегчить каждому абоненту Диспетчерской службы, значительно раздвинув рамки коммуникативных барьеров, и позволив, при содействии этой Службы, решать множество самых различных вопросов, экономя при этом материальные средства и время и снизить тем самым  социальную напряженность инвалидов по слуху путем ежедневного  оказания экстренной помощи и получения информации на жестовом языке.
При реализации проекта были использованы средства;
-  субсидия из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для финансирования расходов, связанных с участием некоммерческих организаций в реализации долгосрочной областной программы «Поддержка социально -  ориентированных некоммерческих организаций в Смоленской области».

- субсидия из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям для финансирования расходов, связанных с участием некоммерческих организаций в реализации  областной государственной программы «Развитие информационного пространства и гражданского общества в Смоленской области»на 2014-2020 годы.

<<Назад